четверг, 19 мая 2011 г.

Обеспечение права на дошкольное образование детям с ограниченными возможностями



Грибанова Людмила Геннадьевна,
заведующая МДОУ № 181 г. Челябинска
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата



 Наш детский сад создан в 1990 году и предназначен для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушениями опорно – двигательного аппарата. Преобладающий диагноз нарушений развития – детский церебральный паралич, 70% воспитанников детского сада – инвалиды детства. У многих детей сложная сочетанная патология развития, которая проявляется не только в двигательных нарушениях, но и в тяжелых нарушениях речи, психики и сенсомоторных процессов.
Недостаточное развитие у ребенка двигательных и иных функций и процессов неизбежно влечет за собой проблемы в освоении образовательных программ. Поэтому в нашем случае право на образование реализуется совместно с другим правом, определенным Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка, а именно, с правом особых детей на всестороннюю заботу и помощь со стороны государства. Это право обеспечивает доступность высокоэффективного медицинского лечения и психофизической коррекции.
Основная идея создания специализированного детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, чтобы осуществлять дошкольное образование одновременно с коррекцией нарушений физического и психического развития.
Прием детей в детский сад осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей) на основании заключения психолого – медико - педагогической комиссии о целесообразности образования и коррекции в специализированном дошкольном учреждении.
Детский сад работает в круглосуточном режиме 5 дней в неделю. Однако каждая семья самостоятельно определяет для своего ребенка время пребывания в детском саду: от 3-4 - до 24 часов в сутки. Большинство родителей оставляют ребенка в детском саду на 12 часов в день.
Помимо образовательных, коррекционных и медицинских услуг в детском саду ребенок получает весь комплекс услуг по уходу и содержанию: пятиразовое питание, прогулки на свежем воздухе, сон, игра.
Все услуги детского сада предоставляются семьям бесплатно. При этом затраты муниципалитета на содержание нашего учреждения в 2,5 раза выше, чем  на содержание обычного детского сада, который посещают здоровые дети.
За 20 лет в нашем детском саду создана отлаженная, эффективная система работы по воспитанию, развитию и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и оказанию соответствующей поддержки родителям.
Каждая возрастная группа, численностью до 15 детей, имеет свою игровую комнату, спальню, кабинеты для индивидуальных занятий со специалистами. Игровые комнаты наполнены разнообразными играми, развивающими игрушками, соответствующими возрасту детей.
Образовательную работу с детьми осуществляют специалисты: педагоги,  дефектологи, психологи. На основе государственных образовательных программ специалисты детского сада разрабатывают индивидуальные планы работы с детьми в соответствии с уровнем развития каждого ребенка и его компенсаторными возможностями.
Также в нашем учреждении дети получают полный комплекс лечебных мероприятий: физиотерапию, лечебную физкультуру, массаж, водолечение и медикаментозное лечение.  Лечение осуществляется врачами различных специальностей: педиатром, ортопедом, неврологом, физиотерапевтом, психиатром и медицинскими сестрами.   С детьми работают инструкторы по лечебной физкультуре, массажисты, инструкторы по плаванию, которые формируют и восстанавливают двигательные функции ребенка.
Соотношение числа специалистов и детей в дошкольном учреждении - один к одному.
Координирует работу консилиум специалистов, который определяет задачи основных направлений коррекции развития каждого ребенка и осуществляет мониторинг их реализации.
В течение дня образовательные и лечебные мероприятия переплетаются, сменяют и дополняют друг друга, обеспечивая комплексный подход к развитию особого ребенка. Кратко остановлюсь на некоторых специальных методиках, применяемых нами для коррекции нарушений развития детей.
Любима детьми методика «Дорожка Гросса». Ребенка закрепляют при помощи специальных приспособлений и тросов на необходимую высоту и выполняют с ними комплексы упражнений. Эта методика позволяет снять нагрузку с опорно-двигательного аппарата, обеспечивает страховку, снимает страх  перед движением. Ребенок, не умеющий передвигаться самостоятельно, в этом приспособлении может ощутить себя идущим, способным прыгать и даже летать.
Методики с использованием лечебных костюмов «Адели» и «Гравистат»  направлены на нормализацию мышечного тонуса у ребенка и позволяют «сломать» порочный двигательный стереотип. Находясь в этих костюмах, дети могут свободно играть, гулять, заниматься,  при этом получая  необходимый лечебный эффект.
Для реабилитации и компенсации двигательных функций применяются различные приспособления:  
- ортопедические аппараты, ходунки, костыли, деревянные и канатные дорожки с ручными опорами для приобретения навыка передвижения;
- установки  для формирования   навыка прямостояния;
- велотренажеры, шаговой тренажер, дорожки «Елочка» для тренировки мышц стопы;
- специальные игры для развития мелкой и общей моторики;
- специальные ортопедические кресла, позволяющие перераспределять мышечную нагрузку для индивидуальных учебных занятий.
В коррекционной работе широко применяется обучение плаванию.  В водной среде формирование двигательных навыков ускоряется. Иногда дети сначала научаются плавать, а уже затем осваивают навыки самостоятельной ходьбы. Игры, развлечения и праздники на воде снимают мышечные напряжения, способствуют положительному эмоциональному настрою.
В образовательной работе так же используется разнообразные методы и приемы: ролевые игры, игры-драматизации, режиссерские игры с элементами сказкотерапии, игры с песком и водой. Помимо интеллектуального и речевого развития в детском саду осуществляется развитие эмоционально- волевой сферы, формируются навыки общения, что способствует благоприятной социальной адаптации ребенка в дальнейшем.
Эффективным методом реабилитации  является художественно-эстетическое развитие. Занятия в изостудии позволяют детям приобщаться к основам культуры и искусства. Занятия музыкой, пением и танцами формируют слуховое восприятие, навыки пространственной ориентации, дают позитивное, радостное ощущение окружающего мира.
Очень нравятся детям занятия в Зимнем саду, где у нас выращиваются разнообразные растения,  содержатся мелкие животные и птицы.
Вся работа в детском саду была бы бесполезной и неэффективной, если бы не было полного взаимопонимания и взаимодействия с семьями наших воспитанников. Мы учим родителей растить ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как готовить его к полноценной жизни.
 В результате  лечебно-коррекционной работы 2/3 не ходячих детей  начинают передвигаться самостоятельно, остальные приобретают навык хождения с приспособлениями.
Наиболее сложные выпускники нашего детского сада продолжают обучение в специализированной школе – интернате, но многие обучаются в массовых  общеобразовательных школах и это, - наша особая гордость. 80 % детей обучаются на  "хорошо"   и  "отлично".  А наш выпускник 1992 года Соколов Кирилл на прошлых параолимпийских играх стал чемпионом по плаванию!
Таким образом, в условиях специализированного детского сада детям с нарушениями развития обеспечивается разносторонняя и многоплановая реабилитация, которая определяет качество дошкольного образования и открывает широкие перспективы дальнейшего развития ребёнка.
Важно отметить, что во многих случаях семьи имеют возможность определить ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычный детский сад по месту жительства, где с этим ребенком будет проводиться определенная коррекционная работа. Но конечно, эта работа в массовом учреждении никогда не будет осуществляться в таком объеме как в специализированном учреждении, где сосредоточены соответствующее оборудование и специалисты. А значит и результаты коррекционной и образовательной работы будут хуже. Именно поэтому родители выбирают наш специализированный детский сад.










Комментариев нет:

Отправить комментарий